Главная
Института систем информатики СО РАН
Звенигородский Геннадий Анатольевич
Звенигородский
Геннадий Анатольевич
9 Авг 19528 Окт 1984
Сотрудник Отдела программирования ВЦ СО АН СССР, соратник академика А.П. Ершова в деле информатизации образования.

Научная биография Г.А. Звенигородского начиналась в Харькове, но основной расцвет его научной и методической деятельности связан с Вычислительным центром Сибирского отделения АН СССР, в котором он работал с 1977 года и до конца своей жизни.

Научные интересы Г.А. Звенигородского были направлены, в первую очередь, на создание учебных языков программирования и систем, их поддерживающих. Им разработаны язык начального обучения программированию Робик [1-4] и более мощный учебно-производственный язык Рапира [5-8], использовавшийся при разработке систем школьной информатики. Им же вместе с его учениками была создана и система программирования для этих языков - Школьница [9-13].

Реализация этих языков в рамках системы программирования Школьница была сделана для наиболее распространенных тогда школьных компьютеров Агат и Ямаха. Реализация осуществлялась Г.А. Звенигородским и группой его учеников. Ряд особенностей входных языков и совместность их реализации, расширяемость Робика, динамичность обоих языков и, как следствие, необходимость сочетания интерпретации и компиляции - потребовало от разработчиков тщательного отбора и заметной модификации существовавших методов трансляции. Не меньшие проблемы перед разработчиками возникали из-за скромных вычислительных ресурсов этих компьютеров, что требовало высокой эффективности реализации алгоритмов трансляции. Успешное решение всех этих проблем в реализованной системе делает опыт ее разработки интересным и в настоящее время.

Г.А. Звенигородский понимал важную роль графики в обучении школьников и последовательно проводил в своих разработках эту линию [15]. В рамках системы Школьница функционируют графические исполнители Робика, графические пакеты Рапиры и ряд других графических специализированных средств.

Язык Рапира призван был играть в том числе и производственную роль, и все возможности к этому в нем были заложены. Творчески настроенная часть школьников успешно использовала этот язык для разработки программных изделий, прежде всего для создания программного обеспечения школьного учебного процесса, школьниками было разработано несколько десятков учебных пакетов для различных школьных дисциплин - физики, химии, математики, музыки, русского языка и пр. [12].

Следует отметить и другие направления деятельности Г.А. Звенигородского, которые явно не относились к программным системам учебной информатики, но были тесно связаны с его работами в этой области. Г.А. Звенигородский постоянно вел большую педагогическую и методическую работу, она была начата им еще в Харькове, в Школе юных кибернетиков. В Академгородке эта работа органически вплеталась во всю его деятельность. Г.А. Звенигородский был одним из активных организаторов Летней школы юных программистов, которые проводятся в Академгородке с 1976 г. до сих пор, и заметно повлиял на стиль их проведения. Велик его вклад в работу Всесоюзной заочной школы программирования, организованной на базе журнала для школьников "Квант". Он регулярно вел занятия в воскресной школе юных программистов при ВЦ СО АН СССР - тогда она была одной из немногих в стране.

Вместе с коллегами, и прежде всего со своим учителем А.П. Ершовым, Г.А. Звенигородский написал ряд обобщающих и направляющих публикаций, которые закладывали фундамент работ по школьной информатике у нас в стране и активно сочетались с мировыми исследованиями в этой области [16-20].

Говоря о научных, методических, педагогических заслугах Г.А. Звенигородского, нельзя не сказать о нем как о личности. Для него было в большой степени характерно то, что в русской традиции называется интеллигентностью - сочетание глубокой порядочности, внимания и доброжелательности к окружающим вне зависимости от их ранга и возраста, большой культуры, заключающейся не только в большом механическом знании (и далеко не только в том), но и в умении делать общекультурные ценности основой своего личностного формирования и влияния на длругих, и, наконец, постоянной интеллектуальной работы по осознанию как себя, так и внешнего мира, по объективному стремлению к идеалам истины и справедливости. Преждевременная смерть Г.А. Звенигородского не только лишила программистскую науку яркой творческой личности, но и была большой человеческой потерей для его коллег, товарищей и учеников.

Основные публикации

  1. Г.А. Звенигородский. Законы программирования. Правила записи предписаний на языке Робик. - Квант,, 1979, N 9, с.52-54.
  2. Г.А. Звенигородский. Гибкие системы предписаний, синтаксические диаграммы и переменные поля. - Квант, 1979, N 9, с.55-57.
  3. Г.А. Звенигородский. Работа с памятью. Имена и их значения. - Квант, 1979, N 10, с.54-57.
  4. Г.А. Звенигородский. Арифметические предписания языка Робик. Условные и циклические предписания. Процедуры с параметрами. - Квант, 1979, N 11, с.44-47.
  5. Г.А. Звенигородский. Основные операторы учебно-производственного языка Рапира. - Квант, 1980, N 1, с.52-55.
  6. Г.А. Звенигородский. Описание и вызов процедур на Рапире. - Квант, 1980, N 2, с.53-55.
  7. Г.А. Звенигородский. Функции, графики, локальные имена и тексты на Рапире. - Квант, 1980, N 3, с.48-51.
  8. Г.А. Звенигородский. Множества и кортежи на Рапире. - Квант, 1980, N 3, с.51-56.
  9. Г.А. Звенигородский. Система математического обеспечения, ориентированная на школьный учебный процесс. - Управляющие системы и машины, 1980, N 5, с.76-82.
  10. Г.А. Звенигородский. Программная система "Школьница" и ее реализация на персональный ЭВМ. - Микропроцессорные средства и системы, 1984, N 1, с.50-54. - (Совместно с Н.Г. Глаголевой, П.А. Земцовым, Е.В. Налимовым, В.А. Цикозой).
  11. Г.А. Звенигородский. Реализационные особенности системы "Школьница". - В кн.: автоматизированные рабочие места интеллектуальной деятельности. Новосибирск, 1985, с. 25-48. - (Совместно с Н.Г. Глаголевой, П.А. Земцовым, Е.В. Налимовым, В.А. Цикозой).
  12. Г.А. Звенигородский, Н.Г. Глаголева, П.А. Земцов и др. Программное наполнение системы "Школьница"//Проблемы школьной информатики, ВЦ СО АН СССР, Новосибирск, 1986, С.39-45.
  13. Е.В. Налимов. Язык Робик и его реализация в системе "Школьница"//Там же. С.46-51.
  14. Г.А. Звенигородский. Первые уроки программирования. - М.: Наука, 1985.
  15. Г.А. Звенигородский. Машинная графика в математическом обеспечении учебного процесса. -В кн.: Прикладные методы информатики. Новосибирск, 1980, с.121-133. - (Совместно с А.К. Салиховой, В.А. Цикозой).
  16. Г.А. Звенигородский. Школьная информатика: (концепции, состояние, перспективы). - Новосибирск, 1979. - 51 с. - (Препринт/АН СССР, Сиб. отд-ние, ВЦ; 152). - (Совместно с А.П. Ершовым, Ю.А. Первиным).
  17. Г.А. Звенигородский. Работа со школьниками в области информатики. Опыт Сибирского отделения АН СССР. - Математика в школе, 1981, N 1, с. 47-50. - (Совместно с А.П. Ершовым, С.И. Литератом, Ю.А. Первиным).
  18. Г.А. Звенигородский. Computers in school: formulating a National Program. - Alberta Printout, 1983, vol.4, N 2, p.34-37. (Jt. auth. A. Ershov, U. Pervin, N. Yunerman.)
  19. Informatique chez les enfants siberiens. - Education & informatique, 1984, N 19, p.47-48. (Jt. auth. U. Pervin, N. Yunerman).
  20. Г.А. Звенигородский. ЭВМ в школе: опыт формирования национальной программы. - В кн.: INFO-84, 6-10 Februar 1984, Drezden. Plenarvortrage, Teil 1, S. 53-63. - (Совместно с А.П. Ершовым, Ю.А. Первиным, Н.А. Юнерман).
  21. Г.А. Звенигородский. Сравнительный анализ языков программирования, используемых в школьном учебном процессе// Проблемы школьной информатики, ВЦ СО АН СССР, Новосибирск, 1986, С.24-38.